Закрытие Silicon Valley Bank вызвало ряд беспрецедентных потрясений, которые в последний раз наблюдались во время глобального финансового кризиса (GFC) в 2008 году.
2020 год был кошмарным для большинства мировых компаний – не считая технологического сектора, который пережил колоссальный бум. Запертые в домах люди проводили больше времени за экранами смартфонов и компьютеров, программное обеспечение для конференц-связи набирало популярность, а новые деньги и активный найм персонала означали, что «техи» развивались куда более более динамичными темпами, чем любая другая часть экономики.
Общая стоимость депозитов клиентов Silicon Valley Bank (SVB) – одного из ведущих банков в технологическом секторе – в первом квартале 2020 года составляла $60 млрд, а к первому кварталу 2022 года взлетела до $200 млрд. Но хорошие времена оказались недолгими.
Silicon Valley Bank – крупнейший банкрот с 2008 года
SVB инвестировал в казначейские облигации и ипотечные ценные бумаги и понес серьезные убытки поле того, как Федеральная резервная система (ФРС) повысила процентные ставки для борьбы с растущей инфляцией. Чтобы минимизировать потери, банк начал продавать активы. Но когда он объявил о необходимости привлечения капитала в размере $2,25 млрд долларов, клиенты забрали вклады на сумму $42 млрд. На следующий день регулирующие органы закрыли банк из-за недостатка ликвидности – это стало крупнейшим крахом американского банка со времен GFC в 2008 году.
Однако в воскресенье правительство США объявило, что вкладчики смогут получить доступ к своим деньгам с понедельника и развеяли опасения относительно более масштабного кризиса. Казначейство США, ФРС и Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC) заявили, что налогоплательщики не понесут никаких убытков от ликвидации SVB.
Между тем, консорциум инвесторов во главе с Банком Лондона подал официальное предложение о выкупе британского подразделения Silicon Valley Bank в Казначейство Великобритании. Правительство уже работает над планом поддержки британских технологических компаний, пострадавших от коллапса банка.
Хотя Silicon Valley Bank не имел таких крепких связей с криптоиндустрией, как Silvergate, его крах уже вызвал разрывы в отрасли.
USD Coin выдержал испытание крахом SVB
После того, как Circle объявил о хранении $3,3 млрд резервов в обанкротившемся банке, стейблкоин USD Coin потерял привязку к доллару США. Согласно данным CoinMarketCap, в выходные цена актива опускалась до минимума на отметке $0,879. На данный момент котировки USDC почти восстановились – на момент написания стейблкоин торгуется в районе $0,99.
Источник: CoinMarketCap
Хотя эти $3,3 млрд составляли лишь небольшую часть от общего объема резервов в $40 млрд, инвесторы забеспокоились о дальнейшей судьбе USDC и начали активно продавать свои монеты. Каждый выпущенный Circle стейблкоин обеспечен реальными денежными средствами и казначейскими облигациями США с коротким сроком погашения. Поэтому если часть этого резерва исчезнет или пропадет – даже временно – участники рынка потеряют к нему доверие.
Все это в очередной раз напоминает о том, что даже полностью обеспеченные фиатной валютой и ценными бумагами стабильные монеты не лишены рисков.
Дружественные к криптовалютам банки переживают не лучшие времена
Калифорнийский банк Silvergate, среди клиентов которого числились Coinbase, Gemini, Paxos и Circle, обвинил в своих бедах крах биржевой империи Сэма Бэнкмана-Фрида. Акции банка упали на 20% после того, как Министерство юстиции объявило о расследовании его роли в коллапсе FTX.
К сожалению для криптоиндустрии, произошедшее с Silvergate, скорее всего, привлечет еще больше внимания со стороны законодателей. Беспокойство регуляторов по поводу влияния индустрии на традиционные финансы растет буквально с каждым днем.
«Последствия краха FTX продолжают распространяться по всему миру. Сегодня мы увидели, что может произойти, когда банк слишком полагается на такой рискованный и волатильный сектор, как криптовалюты», – сказал Шеррод Браун, прогрессивный сенатор США и председатель сенатского комитета по банковскому делу, жилищному строительству и городским делам. «Я обеспокоен тем, что вовлечение банков в криптовалюты распространяет риск на всю финансовую систему, а расплачиваться за это будут налогоплательщики и потребители».
После того, как Silvergate объявил о своей добровольной ликвидации, блокчейн-компании обратились в Signature Bank – один из последних банков в США, который предлагал финансовые услуги волатильной индустрии. Однако через два дня после краха SVB Signature перешел во владение Департамента финансовых услуг Нью-Йорка. Таким образом, вопрос о том, где криптовалютные фирмы смогут получить банковское обслуживание, остается открытым.
Будущее без банков все еще выглядит утопией
События прошлой недели дали ясно понять, что финансово-технологическая утопия, которую обещают воплотить в жизнь многие блокчейн-компании, на данный момент все еще выглядит нежизнеспособной. Криптовалюты по-прежнему представляют из себя элемент широкой финансовой системы, значительную часть которой занимают традиционные банки. И даже если пользователи стараются минимизировать взаимодействие с банками, это не значит, что крупные инвесторы, владельцы криптокомпаний и эмитенты токенов поступят так же.
Можно предположить, что розничные банковские услуги останутся востребованными до тех пор, пока криптовалюты не станут общепринятым средством оплаты товаров и услуг. Но до этого момента пройдет еще немало времени – традиционная финансовая система измеряется триллионами долларов и в разы опережают блокчейн-технологии по уровню массового принятия.
К сожалению для криптомаксималистов, банки – это оси, на которых вращается колесо финансовой системы, и пока реальность не изменится, участники индустрии должны помнить об их исключительной важности.